Положение о наставничестве

Муниципальное автономное общ еобщ щ вательное учреждение
«Баженовская средняя о б щ ео ^ ^ Ш ^ е й !|н ^ я школа №96»
/yS 'i' ' ..о*

|

/ у 0 * / ,, л

/

'у 1ц'"

_

\V^\ 4Утверждаю

I;: Дирек '1 ор МАОУ «Баженовская С ОШ №96»
co’jj мг: у$-/.g
Н.В.Бруснцына

'Ч:;щ | ^ а з ...ж 5 0

0

от 01.04.2022 г

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
1. Общие положения
1.1 ■
Настоящее Положение «О наставничестве» (далее - Положение) в МАОУ «БСОШ №96»
разработано в соответствие с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 Л2.2012 года № 273-ФЗ;
- Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися»;
- Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели
наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по
внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися");
- Уставом МАОУ «БСОШ №96»
1.2 Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок организации наставничества. «*
1.3 Наставничество представляет собой форму передачи опыта, знаний, формирования навыков,
компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогщаюшее общение,
основанное на доверии и партнёрстве.
1.4 Целями наставничества являются:
> оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
> адаптация в коллективе;
> воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в
результатах труда;
> улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и иных
сферах;
> улучшение психологического климата в образовательной организации.
2. Организация наставничества
2.1. Реализуемые формы программ наставничества:
• «ученик - ученик»;
• «учитель - учитель»
• «учитель-ученик»
2.2. Форма наставничества «ученик - ученик»
Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится на более
высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами,

позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой
субординации.
2.2.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с
особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к
новым условиям обучения.
2.2.2. Задачи:
- помощь в реализации лидерского потенциала;
- улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов.
- развитие гибких навыков и метакомпетенций;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
- создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации;
- формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
2.2.3. Результаты:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и
образовательной организации;
- численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих
проектов;
- снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических
диспансерах;
- снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и
конфликтами внутри коллектива обучающихся.
2.2.4. Портрет участников
Наставник:
Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими
качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты,
победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или
параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы,
театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный
участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений.
Наставляемый:
- Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низкой по
отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные
результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от
коллектива.
- Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями - например, увлеченный
определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена
мнениями и реализации собственных проектов.
2.2.5. Варианты взаимодействия:
- взаимодействие «успевающий - неуспевающий», классический вариант поддержки для
достижения лучших образовательных результатов;
- взаимодействие «лидер - пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе
или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
- взаимодействие «равный - равному», в процессе которого происходит обмен навыками, например,
когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная
поддержка, совместная работа над проектом.

2.2.6. Формы взаимодействия:
- внеурочная деятельность;
«классные часы»; диспут;
личная беседа; консультации
творческие лаборатории;
совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства
сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации);
волонтерство;
подготовка к конкурсам, олимпиадам;
деловая игра;
мозговой штурм.
2.3. Форма наставничества «учитель - учитель».
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового
сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом,
оказывающим первому разностороннюю поддержку.
2.3.1. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в
должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня,
а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации,
позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
2.3.2. Задачи:
- способствование формированию потребности заниматься анализом результатов своей
профессиональной деятельности;
- развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- ориентация начинающего педагога на творческое использование передового педагогического
опыта в своей деятельности;
- привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях его
закрепления в образовательной организации; f - ускорение процесса профессионального
становления педагога;
- формирование сообщества образовательной организации (как часть педагогического).
2.3.3. Результаты:
- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу,
культурную жизнь образовательной организации;
- усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого й педагогического
потенциалов
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального
состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном
коллективе (образовательной организации);
- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик
молодого специалиста.
2.3.4. Портрет участников.
Наставник.
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных
конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров),
склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного
сообществ. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо

развитой эмпатией.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы - от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с
организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами,
администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте
работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и
принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального
выгорания, хронической усталости. Возможные варианты программы.
2.3.5. Вариации взаимодействия:
- «опытный педагог - молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения
молодым
специалистом
необходимых
профессиональных навыков
(организационных,
коммуникационных) и закрепления на месте работы;
- взаимодействие «лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы»,
конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками»,
«испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению
и развитию педагогических талантов и инициатив;
- взаимодействие «педагог-новатор - консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более
молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными
программами, цифровыми навыками и технологиями;
- взаимодействие «опытный предметник - неопытный предметник», в рамках которого опытный
педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление
рабочих программ и тематических планов и т. д.).
2.3.6. Формы взаимодействия:
- в рамках реализации программы повышения
- в рамках педагогических проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы,
курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического
пособия.
2.4. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в
зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
2.5. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество,
определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта наставнической
деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в отношении которых
наставник одновременно осуществляет наставничество, не может превышать трех.
2.6. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным
согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
2.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня
фактического допущения к работе лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.8. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом организации или иным
документом, предусмотренным локальными актами организации.
2.9. Замена наставника производится в следующих случаях:
- перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную
должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации;
- просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных обязанностей;

- возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
2.10. Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом,
предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным
причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.11. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом организации
или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, в случае неисполнения
лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных
настоящим Типовым положением.
2.12. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в
профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и
опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения наставничества (далее индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
- мероприятия по ознакомлению
лица, в
отношении которого
осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
-о ознакомлению
лица, в
отношении которого
осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
- совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого
осуществляется наставничество;
- изучение теоретических и практических
вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
- выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических заданий;
- перечень мер по закреплению
лицом, в
отношении которого
осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
- перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
- другие мероприятия по наставничеству.
2.13. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с индивидуальным
планом.
2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана
лицом, в
отношении которого
осуществлялось
наставничество,
2.15. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношений которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения наставничества и работе
наставника, включая оценку деятельности наставника.
2.16. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, практических
навыков выполнения должностных обязанностей;
-применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, рациональных и
безопасных приемов и методов труда;
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в
практической деятельности нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих
исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания при
выполнении должностных обязанностей;

- положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам деятельности и
профессиональному и личностному развитию;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии
решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных
с выполнением должностных обязанностей.
2.17.
В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель вправе
предусмотреть:
- доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами организации в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации, вручение ценного
подарка;
- внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности;
- внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
- материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные локальными
нормативными актами организации);
2.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
3, Руководство наставничеством
3.1. Организация наставничества возлагается на директора МАОУ «БСОШ № 96», который
осуществляет следующие функции:
- определяет (предлагает) кандидатуры наставника;
- определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
*
- определяет (предлагает) срок наставничества;
- утверждает индивидуальный план;
- утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого
осуществлялось наставничество;
- осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за ним лида, в
отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения
в процесс работы по наставничеству;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество;
- вносит предложения о замене наставника;
- вносит предложения о поощрении наставника;
- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам
наставничества.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или получать
информацию о лице отношении которого осуществляется наставничество;
- вносить предложения куратору о создании условий для совместной работы;
-вносить предложения куратору и руководителю о поощрении, наложении дисциплинарного
взыскания на лицо в отношении которого осуществляется наставничество;
-обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении с него обязанностей

наставника;
- требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения указаний
по вопросам, связанным с осуществлением данного рода деятельности;
- осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества выполненной
работы.
4.2. Наставник обязан:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и локальных
нормативных актов организации при осуществлении наставнической деятельности;
- способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
- оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в исполнении
его обязанностей;
- способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических приемов и способов качественного выполнения своих должностных и учебных
обязанностей, устранению допущенных ошибок;
- передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, накопленный опыт
профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым и
безопасным методам работы;
- привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу;
- не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах, достигнутых в
процессе осуществления наставничества.
5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами, документами,
литературой и иной инфраструктурой организации в целях исполнения своих обязанностей и
прохождения наставничества;
- участвовать в составлении индивидуального плана;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными и учебными
обязанностями;
- обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты организации и
руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;
- выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
~ соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления
деятельности, полномочия и организацию работы в организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и учебных
обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного
исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».