Муниципальное автономное общ еобщ щ вательное учреждение «Баженовская средняя о б щ ео ^ ^ Ш ^ е й !|н ^ я школа №96» /yS 'i' ' ..о* | / у 0 * / ,, л / 'у 1ц'" _ \V^\ 4Утверждаю I;: Дирек '1 ор МАОУ «Баженовская С ОШ №96» co’jj мг: у$-/.g Н.В.Бруснцына 'Ч:;щ | ^ а з ...ж 5 0 0 от 01.04.2022 г ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ 1. Общие положения 1.1 ■ Настоящее Положение «О наставничестве» (далее - Положение) в МАОУ «БСОШ №96» разработано в соответствие с: - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 Л2.2012 года № 273-ФЗ; - Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; - Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"); - Уставом МАОУ «БСОШ №96» 1.2 Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок организации наставничества. «* 1.3 Наставничество представляет собой форму передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогщаюшее общение, основанное на доверии и партнёрстве. 1.4 Целями наставничества являются: > оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей; > адаптация в коллективе; > воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда; > улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и иных сферах; > улучшение психологического климата в образовательной организации. 2. Организация наставничества 2.1. Реализуемые формы программ наставничества: • «ученик - ученик»; • «учитель - учитель» • «учитель-ученик» 2.2. Форма наставничества «ученик - ученик» Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации. 2.2.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. 2.2.2. Задачи: - помощь в реализации лидерского потенциала; - улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов. - развитие гибких навыков и метакомпетенций; - оказание помощи в адаптации к новым условиям среды; - создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации; - формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников. 2.2.3. Результаты: - повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации; - численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; - количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; - снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах; - снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. 2.2.4. Портрет участников Наставник: Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений. Наставляемый: - Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива. - Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями - например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов. 2.2.5. Варианты взаимодействия: - взаимодействие «успевающий - неуспевающий», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; - взаимодействие «лидер - пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков; - взаимодействие «равный - равному», в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом. 2.2.6. Формы взаимодействия: - внеурочная деятельность; «классные часы»; диспут; личная беседа; консультации творческие лаборатории; совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации); волонтерство; подготовка к конкурсам, олимпиадам; деловая игра; мозговой штурм. 2.3. Форма наставничества «учитель - учитель». Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. 2.3.1. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. 2.3.2. Задачи: - способствование формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; - развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного процесса; - ориентация начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; - привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; f - ускорение процесса профессионального становления педагога; - формирование сообщества образовательной организации (как часть педагогического). 2.3.3. Результаты: - высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации; - усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого й педагогического потенциалов - повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; - рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации); - рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста. 2.3.4. Портрет участников. Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Наставляемый. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы - от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. Возможные варианты программы. 2.3.5. Вариации взаимодействия: - «опытный педагог - молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы; - взаимодействие «лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив; - взаимодействие «педагог-новатор - консервативный педагог», в рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями; - взаимодействие «опытный предметник - неопытный предметник», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т. д.). 2.3.6. Формы взаимодействия: - в рамках реализации программы повышения - в рамках педагогических проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического пособия. 2.4. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 2.5. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может превышать трех. 2.6. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 2.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 2.8. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации. 2.9. Замена наставника производится в следующих случаях: - перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации; - просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество; - неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных обязанностей; - возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества. 2.10. Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 2.11. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, в случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим Типовым положением. 2.12. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения наставничества (далее индивидуальный план). Индивидуальный план может включать: - мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с рабочим местом и коллективом; -о ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями; - совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество; - изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения должностных обязанностей; - выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических заданий; - перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, профессиональных знаний и навыков; - перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей; - другие мероприятия по наставничеству. 2.13. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с индивидуальным планом. 2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, 2.15. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношений которого осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника. 2.16. Результатами эффективной работы наставника считаются: - формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, практических навыков выполнения должностных обязанностей; -применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, рациональных и безопасных приемов и методов труда; - освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания при выполнении должностных обязанностей; - положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам деятельности и профессиональному и личностному развитию; - самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей; - дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей. 2.17. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель вправе предусмотреть: - доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; - объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации, вручение ценного подарка; - внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности; - внесение предложения о назначении на вышестоящую должность; - материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные локальными нормативными актами организации); 2.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. 3, Руководство наставничеством 3.1. Организация наставничества возлагается на директора МАОУ «БСОШ № 96», который осуществляет следующие функции: - определяет (предлагает) кандидатуры наставника; - определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество; * - определяет (предлагает) срок наставничества; - утверждает индивидуальный план; - утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество; - осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за ним лида, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству; - создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество; - вносит предложения о замене наставника; - вносит предложения о поощрении наставника; - обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества. 4. Права и обязанности наставника 4.1. Наставник имеет право: - знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или получать информацию о лице отношении которого осуществляется наставничество; - вносить предложения куратору о создании условий для совместной работы; -вносить предложения куратору и руководителю о поощрении, наложении дисциплинарного взыскания на лицо в отношении которого осуществляется наставничество; -обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении с него обязанностей наставника; - требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с осуществлением данного рода деятельности; - осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества выполненной работы. 4.2. Наставник обязан: - руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов организации при осуществлении наставнической деятельности; - способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств; - оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в исполнении его обязанностей; - способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих должностных и учебных обязанностей, устранению допущенных ошибок; - передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы; - привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации; воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу; - не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах, достигнутых в процессе осуществления наставничества. 5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество 5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право: - пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами, документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях исполнения своих обязанностей и прохождения наставничества; - участвовать в составлении индивидуального плана; - обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными и учебными обязанностями; - обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника. 5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано: - изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты организации и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей; - выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки; ~ соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в организации; - выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и учебных обязанностей; - совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей; - устранять совместно с наставником допущенные ошибки; - проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе.