1 класс Музыка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Муниципальное казенное учреждение Белоярского городского округа "Управление образованием
Белоярского городского округа"

МАОУ "Баженовская СОШ № 96"

СОГЛАСОВАНО
Руководитель методического совета
______________Юркина А.А.
Протокол №7
от "17" июня 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ "Баженовская СОШ
№96"
______________Брусницына Н.В.
Приказ №1/110
от "21" июля 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2123994)
учебного предмета
«Музыка»

для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Вершинина Ольга Юрьевна
учитель музыки

Белоярский 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не
менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр
Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
Интонация
Выразительные и изобразительные интонации
Ритм
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
Ритмический рисунок
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура
Размер
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато,
акцент и др.)
Высота звуков
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы,
бемоли, бекары)
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш
Песня
Куплетная форма. Запев, припев.
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды
о музыке и музыкантах
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных

праздников
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш
Музыкальные инструменты. Флейта
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты
в сопровождении фортепиано, оркестра
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских
и зарубежных композиторо
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка народов Европы
Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты.
Карнавал
Музыка Японии и Китая
Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии,
музыкальные инструменты. Пентатоника

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства,
сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем
алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,

чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Репертуар

контрольные практические для слушания
работы
работы

для пения

для
музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Модуль 1. Музыкальная грамота
1.1.

Весь мир звучит

0.5

0

0.25

П. И.
Чайковский
Первый концерт
для фортепиано
с оркестром (1
часть), балет
"Щелкунчик"

Д.Б.Кабалевский "Песня
о школе"

р.н.п. "Во поле
береза стояла"

08.09.2022

Знакомство со звуками
Устный
музыкальными и
опрос;
шумовыми. Различение,
определение на слух звуков
различного качества.;
Игра — подражание звукам
и голосам природы с
использованием шумовых
музыкальных
инструментов, вокальной
импровизации.;
Артикуляционные
упражнения, разучивание и
исполнение попевок и песен
с использованием
звукоподражательных
элементов, шумовых
звуков;

https://videouroki.net/razrabotki/plan-konspiekt-uroka-muzyki-v-1-klassie-zvuchashchii-mirvokrugh-nas.html

1.2.

Звукоряд

0.5

0

0.25

Нотный хоровод
Музыка В.
Герчика, сл.
Н.Френкель

До, ре, ми, фа, соль
Музыка А. Островского ,
слова З. Петровой

До, ре, ми, фа,
соль
Музыка А.
Островского ,
слова З.
Петровой

15.09.2022

Знакомство с элементами
нотной записи. Различение
по нотной записи;
определение на слух
звукоряда в отличие от
других
последовательностей
звуков.Пение с названием
нот;
игра на металлофоне
звукоряда от ноты
«до».Разучивание и
исполнение вокальных
упражнений;
песен;
построенных на элементах
звукоряда;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-solfedzhio-dlya-1-klassa-zvukoryady-4238311.html

1.3.

Интонация

0.5

0

0.25

«Я не просто
первоклассник я
отважный
капитан»

С. Прокофьев "Балтунья"

Игра « На лугу»

22.09.2022

Определение на слух;
прослеживание по нотной
записи кратких интонаций
изобразительного (ку-ку;
тик-так и др.) и
выразительного (просьба;
призыв и др.)
характера.Разучивание;
исполнение попевок;
вокальных упражне- ний;
песен;
вокальные и
инструментальные
импровиза- ции на основе
данных
интонаций.Слушание
фрагментов музыкальных
произведений;
включающих примеры
изобразительных
интонаций;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/intonaciya-v-muzike-i-v-rechi-v-klasse-3966324.html

1.4.

Ритм

0.5

0

0.5

«Марш
оловянных
солдатиков»
П.И.Чайковский;
«Вальс цветов»
П.И.Чайковский;
мелодии,
характерные для
зайца (музыка из
м/ф «Ну,
погоди!»), лисы
(песня Кота
Базилио и лисы
Алисы из м/ф
«Приключения
Буратино»),
медведя (музыка
из м/ф «Маша и
Медведь»)

"Осень наступила"

«Марш
оловянных
солдатиков»
П.И.Чайковский

29.09.2022

Определение на слух;
прослеживание по нотной
записи ритмических
рисунков;
состоящих из различных
длитель- ностей и
пауз.Исполнение;
импровизация с помощью
звучащих жестов (хлопки;
шлепки;
притопы) и/или ударных
инструментов простых
ритмов.Игра «Ритмическое
эхо»;
прохлопывание ритма по
ритми- ческим карточкам;
проговаривание с
использованием
ритмослогов. Разучивание;
исполнение на ударных
инструментах ритмической
партитуры.;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/urok-po-muzike-na-temu-ritm-klass-1099053.html

1.5.

Ритмический
рисунок

0.5

0

0.5

«Марш
оловянных
солдатиков»
П.И.Чайковский;
«Вальс цветов»
П.И.Чайковский;
мелодии,
характерные для
зайца (музыка из
м/ф «Ну,
погоди!»), лисы
(песня Кота
Базилио и лисы
Алисы из м/ф
«Приключения
Буратино»),
медведя (музыка
из м/ф «Маша и
Медведь»)

"Осень наступила"

«Марш
оловянных
солдатиков»
П.И.Чайковский

06.10.2022

Слушание музыкальных
произведений с ярко
выражен- ным ритмическим
рисунком;
воспроизведение данного
ритма по памяти
(хлопками).На выбор или
факультативно: Исполнение
на клавишных или духовых
инструментах (фортепиано;
синтезатор;
свирель;
блокфлейта;
мелодика и др.) попевок;
остинатных формул;
состоящих из различ- ных
длительностей;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/urok-po-muzike-na-temu-ritm-klass-1099053.html

1.6.

Размер

0.5

0

0.25

Вальс из балета
«Щелкунчик»
Чайковский

«Башмачки», «Я пою».

« Марш »
Чайковского из
балета «
Щелкунчик»

13.10.2022

Ритмические упражнения
на ровную пульсацию;
выделе- ние сильных долей
в размерах 2/4;
3/4;
4/4 (звучащими жестами
или на ударных
инструментах).Определение
на слух;
по нотной записи размеров
2/4;
3/4;
4/4.Исполнение вокальных
упражнений;
песен в размерах 2/4;
3/4;
4/4 с хлопками-акцентами
на сильную долю;
элементарными
дирижёрскими
жестами.Слушание
музыкальных произведений
с ярко выражен- ным
музыкальным размером;
танцевальные;
двигатель- ные
импровизации под
музыку.На выбор или
факультативно: Исполнение
на клавишных или духовых
инструментах попевок;
мелодий в размерах 2/4;
3/4;
4/4.Вокальная и
инструментальная
импровизация в заданном
размере;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/zanyatie-po-muzikalnoy-gramote-na-temu-razmer-3146661.html

1.7.

Музыкальный
язык

1

0

0.25

«Балет
невылупившихся
птенцов» М.П.
Мусоргского

Песня друзей
из м\ф "Бременские
музыканты"
Музыка Геннадия
Гладкова, слова Юрия
Энтина

1.8.

Высота звуков

1

0

0.5

"Колыбельная"
В.Моцарт;
"Монтекки и
Капулетти" С.
Прокофьев

«Почему медведь спит»

.Исполнение
вокальных и
ритмических
упражнений;
песен с ярко
выраженными
динамическими;
темповыми;
штриховыми
красками.

20.10.2022

Использование элементов
Устный
музыкального языка для
опрос;
создания определённого
образа, настроения в
вокальных и
инструментальных
импровизациях.;
Знакомство с элементами
музыкального языка;
специаль- ными терминами;
их обозначением в нотной
записи.Определение
изученных элементов на
слух при восприя- тии
музыкальных
произведений.Наблюдение
за изменением
музыкального образа при
изменении элементов
музыкального языка (как
меняется характер музыки
при изменении темпа;
динамики;
штрихов и т. д.).Исполнение
вокальных и ритмических
упражнений;
песен с ярко выраженными
динамическими;
темповыми;
штриховыми
красками.Использование
элементов музыкального
языка для создания
определённого образа;
настроения в вокальных и
инструментальных
импровизациях.На выбор
или факультативно:
Исполнение на клавишных
или духовых инструментах
попевок;
мелодий с ярко
выраженными
динамическими;
темповыми;
штриховыми
красками.Исполнительская
интерпретация на основе их
изменения.Составление
музыкального словаря;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-muziki-na-temu-problema-yazik-muziki-klass-3712200.html

Музыкальная
переменка.
«Зверобика»

03.11.2022

Освоение понятий «вышениже». Определение на
слух принадлежности
звуков к одному из
регистров. Просле- живание
по нотной записи
отдельных мотивов;
фрагмен- тов знакомых
песен;
вычленение знакомых нот;
знаков альтерации.;

https://infourok.ru/urok-po-muzike-na-temu-svoystvo-muzikalnogo-zvuka-gromkost-visotaklass-357450.html

Устный
опрос;

1.9.

Мелодия

1

0

0.5

П.И.
Чайковский.
Пьесы
«Старинная
французская
песенка»,
«Вальс», «Марш
деревянных
солдатиков»

А. Филипенко «Веселый
музыкант»

Попевка «Я
крокую вгору, я
крокую вниз»

10.11.2022

Определение на слух;
прослеживание по нотной
записи мелодических
рисунков с поступенным;
плавным движе- нием;
скачками;
остановками.Исполнение;
импровизация (вокальная
или на звуковы- сотных
музыкальных
инструментах) различных
мелоди- ческих
рисунков.На выбор или
факультативно:
Нахождение по нотам
границ музыкальной фразы;
мотива.Обнаружение
повторяющихся и
неповторяющихся мотивов;
музыкальных фраз;
похожих друг на
друга.Исполнение на
духовых;
клавишных инструментах
или виртуальной
клавиатуре попевок;
кратких мелодий по нотам;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-muziki-na-temu-dusha-muziki-melodiya-klass-2709430.html

1.10.

Сопровождение

1

0

0.5

"Скворушка
прощается"

"Песенка про осень"

Распевки: «Скокскок»,
«Барашеньки»

17.11.2022

Определение на слух;
прослеживание по нотной
записи главного голоса и
сопровождения.
Различение;
характери- стика
мелодических и
ритмических особенностей
главного голоса и
сопровождения. Показ
рукой линии движения
главного голоса и
аккомпанемента.Различение
простейших элементов
музыкальной формы:
вступление;
заключение;
проигрыш. Составление
нагляд- ной графической
схемы.Импровизация
ритмического
аккомпанемента к знакомой
песне (звучащими жестами
или на ударных
инструментах).;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/zanyatie-po-muzikalnoy-gramote-na-temu-razmer-3146661.html

Музыка Т.
Попатенко,
слова М.
Ивенсен

Итого по модулю

7

Модуль 2. Музыкальная грамота

2.1.

Песня

Итого по модулю

1

0

0.25

"Скворушка
прощается"
Музыка Т.
Попатенко
Слова М.
Ивенсен

"Улыбка"
Музыкa В. Шаинского
Слoвa М. Пляцковского

"Огороднаяхороводная"
Музыка Б.
Можжевелова
Слова А.
Пассовой

24.11.2022

Знакомство со строением
куплетной формы.
Составление наглядной
буквенной или графической
схемы куплетной формы.;
Исполнение песен,
написанных в куплетной
форме.;
Различение куплетной
формы при слушании
незнакомых музыкальных
произведений.;
Импровизация, сочинение
новых куплетов к знакомой
песне;
Знакомство со строением
куплетной формы.
Составление наглядной
буквенной или графической
схемы куплетной
формы.Исполнение песен;
написанных в куплетной
форме.Различение
куплетной формы при
слушании незнакомых
музыкальных
произведений.;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/muzika-sbornik-pesen-klass-2342778.html

0.25

Ю. Чичков,
слова К. Ибряева
«Здравствуй,
Родина моя»

Д.Б. Кабалевский, слова
А. Пришельца «Наш
край»

Ю. Чичков, слова
К. Ибряева
«Здравствуй,
Родина моя»
Д.Б.
Кабалевский,
слова А.
Пришельца «Наш
край»

01.12.2022

Разучивание;
исполнение образцов
традиционного фоль- клора
своей местности;
песен;
посвящённых своей малой
родине;
песен композиторовземляков.Диалог с учителем
о музыкальных традициях
своего родного края.На
выбор или факультативно:
Просмотр видеофильма о
культуре родного
края.Посещение
краеведческого
музея.Посещение
этнографического
спектакля;
концерта;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-muzike-na-temu-kray-v-kotorom-ti-zhivyosh-klass3516623.html

1

Модуль 3. Народная музыка России
3.1.

Край, в котором
ты живёшь

1

0

3.2.

Русский
фольклор

0.5

0

0.25

Считалки,
потешки,
народные игры,
прибаутки

Исполнять считалки «
Раз,два,три,четыре,пять»,
« Трынцы- брынцы
бубенцы»

Музыкальноигровая
композиция «
Теремок»

08.12.2022

Разучивание;
исполнение русских
народных песен разных
жанров.Участие в
коллективной
традиционной музыкальной
игре1.Сочинение мелодий;
вокальная импровизация на
основе текстов игрового
детского
фольклора.Ритмическая
импровизация;
сочинение аккомпанемента
на ударных инструментах к
изученным народным
песням.На выбор или
факультативно: Исполнение
на клавишных или духовых
инструментах (фортепиано;
синтезатор;
свирель;
блокфлейта;
мелодика и др.) мелодий
народных песен;
прослеживание мелодии по
нотной записи;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/material.html?mid=85078

3.3.

Русские
народные
музыкальные
инструменты

0.5

0

0.25

р.н.п. «На горето калина».
р.н. мелодия
«Ах, вы сени»

р.н.п "Во поле берёза
стояла"

"Зимушка
хрустальная"
Евтодьева Алла

15.12.2022

Знакомство с внешним
видом;
особенностями исполнения
и звучания русских
народных
инструментов.Определение
на слух тембров
инструментов. Классификация на группы духовых;
ударных;
струнных. Музыкаль- ная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.Двигательная игра —
импровизация-подражание
игре на музыкальных
инструментах.Слушание
фортепианных пьес
композиторов;
исполнение песен;
в которых присутствуют
звукоизобразительные элементы;
подражание голосам
народных инструментов.;
На выбор или
факультативно: Просмотр
видеофильма о русских
музыкальных инструментах.Посещение
музыкального или
краеведческого
музея.Освоение
простейших навыков игры
на свирели;
ложках;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/urok-v-klasse-russkie-narodnie-muzikalnie-instrumenti-fgos-791586.html

3.4.

Жанры
музыкального
фольклора

1

0.25

0.25

Старинный
русский кант
«Боре море
раздымает»
«У каждого свой
музыкальный
инструмент»
Г. Кирвите,
перевод
М.Ивенсена

р.н.п "Солдатушки,
бравы ребятушки"

Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
(см. выше)
мелодий
народных песен,
прослеживание
мелодии по
нотной записи

22.12.2022

Исполнение на клавишных
или духовых инструментах
(см. выше) мелодий
народных песен,
прослеживание мелодии по
нотной записи;
Различение на слух
контрастных по характеру
фольклор- ных жанров:
колыбельная;
трудовая;
лирическая;
плясо- вая. Определение;
характеристика типичных
элементов музыкального
языка (темп;
ритм;
мелодия;
динамика и др.);
состава исполнителей.;
Определение тембра
музыкальных
инструментов;
отнесе- ние к одной из
групп (духовые;
ударные;
струнные).Разучивание;
исполнение песен разных
жанров;
относя- щихся к фольклору
разных народов Российской
Федерации.Импровизации;
сочинение к ним
ритмических аккомпанементов (звучащими
жестами;
на ударных инструментах).На выбор или
факультативно: Исполнение
на клавишных или духовых
инструментах (см. выше)
мелодий народных песен;
прослеживание мелодии по
нотной записи;

Контрольная
работа;

https://infourok.ru/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-zhanry-muzykalnogo-folklora-6111356.html

3.5.

Народные
праздники

0.5

Итого по модулю

3.5

0

0.25

«Нива, моя нива,
подай мою силу»

«Блины»

Физкультминутка
«Украшаем
музыку»

29.12.2022

Знакомство с
праздничными обычаями;
обрядами;
быто- вавшими ранее и
сохранившимися сегодня у
различных народностей
Российской
Федерации.Разучивание
песен;
реконструкция фрагмента
обряда;
участие в коллективной
традиционной игре2.На
выбор или факультативно:
Просмотр фильма/
мультфильма;
рассказывающего о
символике фольклорного
праздника.Посещение
театра;
театрализованного
представления.Участие в
народных гуляньях на
улицах родного города;
посёлка;

Устный
опрос;

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2014/12/01/urok-muzyki-v-1-klasse-russkieobryady-maslenitsa

0.25

Считалки,
потешки,
народные игры,
прибаутки

Исполнять считалки «
Раз,два,три,четыре,пять»,
« Трынцы- брынцы
бубенцы»

Музыкальноигровая
композиция «
Теремок»

12.01.2023

Разучивание;
исполнение русских
народных песен разных
жанров.Участие в
коллективной
традиционной музыкальной
игре1.Сочинение мелодий;
вокальная импровизация на
основе текстов игрового
детского
фольклора.Ритмическая
импровизация;
сочинение аккомпанемента
на ударных инструментах к
изученным народным
песням.На выбор или
факультативно: Исполнение
на клавишных или духовых
инструментах (фортепиано;
синтезатор;
свирель;
блокфлейта;
мелодика и др.) мелодий
народных песен;
прослеживание мелодии по
нотной записи;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/material.html?mid=85078

Модуль 4. Народная музыка России
4.1.

Русский
фольклор

0.5

0

4.2.

Русские
народные
музыкальные
инструменты

Итого по модулю

0.5

0

0.25

р.н.п. «На горето калина».
р.н. мелодия
«Ах, вы сени»

р.н.п "Во поле берёза
стояла"

"Зимушка
хрустальная"
Евтодьева Алла

19.01.2023

Знакомство с внешним
видом;
особенностями исполнения
и звучания русских
народных
инструментов.Определение
на слух тембров
инструментов. Классификация на группы духовых;
ударных;
струнных. Музыкаль- ная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.Двигательная игра —
импровизация-подражание
игре на музыкальных
инструментах.Слушание
фортепианных пьес
композиторов;
исполнение песен;
в которых присутствуют
звукоизобразительные элементы;
подражание голосам
народных инструментов.;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/urok-v-klasse-russkie-narodnie-muzikalnie-instrumenti-fgos-791586.html

0.25

С. Слонимский
«Дюймовочка»;
Г. Шнитке « Лес
сказок»

В. Шаинский «В мире
много сказок»;

М. Дунаевский
«Частушки
Бабок-Ежек» из
мульт.фильма
«Летучий
корабль»

26.01.2023

Знакомство с манерой
сказывания нараспев.
Слушание сказок;
былин;
эпических сказаний;
рассказываемых нараспев.В
инструментальной музыке
определение на слух музыкальных интонаций
речитативного
характера.Создание
иллюстраций к
прослушанным
музыкальным и
литературным
произведениям.На выбор
или факультативно:
Просмотр фильмов;
мультфильмов;
созданных на основе
былин;
сказаний.Речитативная
импровизация — чтение
нараспев фрагмен- та
сказки;
былины;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-slushaniyu-muzyki-1-klass-skazka-v-muzyke4606403.html

1

Модуль 5. Народная музыка России
5.1.

Сказки, мифы и
легенды

1

0

5.2.

Народные
праздники

0.5

Итого по модулю

1.5

0

0.25

«Нива, моя нива,
подай мою силу»

«Блины»

Физкультминутка
«Украшаем
музыку»

02.02.2023

Знакомство с
праздничными обычаями;
обрядами;
быто- вавшими ранее и
сохранившимися сегодня у
различных народностей
Российской
Федерации.Разучивание
песен;
реконструкция фрагмента
обряда;
участие в коллективной
традиционной игре2.На
выбор или факультативно:
Просмотр фильма/
мультфильма;
рассказывающего о
символике фольклорного
праздника.Посещение
театра;
театрализованного
представления.Участие в
народных гуляньях на
улицах родного города;
посёлка;;

Устный
опрос;

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2014/12/01/urok-muzyki-v-1-klasse-russkieobryady-maslenitsa

0.25

С.С. Прокофьев
«Марш» из
оперы «Любовь
к трём
апельсинам» и
«Пятнашки» из
цикла «Детская
музыка»

«Листопад»

«Если весело
живется, делай
так»

09.02.2023

Слушание музыки;
определение основного
характера;
музыкально-выразительных
средств;
использованных
композитором. Подбор
эпитетов;
иллюстраций к
музыке.Определение
жанра.Музыкальная
викторина.Вокализация;
исполнение мелодий
инструментальных пьес со
словами. Разучивание;
исполнение
песен.Сочинение
ритмических
аккомпанементов (с
помощью звучащих жестов
или ударных и шумовых
инструментов) к пьесам
маршевого и танцевального
характера;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-muziki-kompozitori-detyam-1938406.html

Модуль 6. Классическая музыка
6.1.

Композиторы —
детям

Итого по модулю

2

0

2

Модуль 7. Классическая музыка

7.1.

Программная
музыка

Итого по модулю

1

0

0.25

К.Шушарина
«Подсолнух»,
«Анютины
глазки»
О.Геталова
«Утро в лесу»

"Ой, бежит ручьём вода"

И.Парфенов
«Жонглер»

16.02.2023

Слушание произведений
программной музыки.
Обсужде- ние
музыкального образа;
музыкальных средств;
исполь- зованных
композитором.На выбор
или факультативно:
Рисование образов
программной
музыки.Сочинение
небольших миниатюр
(вокальные или инструментальные импровизации)
по заданной программе;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/koncert-lekciya-dlya-uchashihsya-nachalnoj-shkoly-programmnaya-muzyka4072724.html

1

Модуль 8. Классическая музыка
8.1.

Программная
музыка

1

0

0.25

К.Шушарина
«Подсолнух»,
«Анютины
глазки»
О.Геталова
«Утро в лесу»

"Ой, бежит ручьём вода"

И.Парфенов
«Жонглер»

02.03.2023

Слушание произведений
программной музыки.
Обсужде- ние
музыкального образа;
музыкальных средств;
исполь- зованных
композитором.На выбор
или факультативно:
Рисование образов
программной
музыки.Сочинение
небольших миниатюр
(вокальные или инструментальные импровизации)
по заданной программе;;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/koncert-lekciya-dlya-uchashihsya-nachalnoj-shkoly-programmnaya-muzyka4072724.html

8.2.

Музыкальные
инструменты.
Флейта

1

0

0.25

И. С. Бах
«Шутка»

«У мамочки любимой, у
мамочки моей»

«Весёлая
клавиатура»

09.03.2023

Знакомство с внешним
видом;
устройством и тембрами
классических музыкальных
инструментов.Слушание
музыкальных фрагментов в
исполнении извест- ных
музыкантовинструменталистов.Чтение
учебных текстов;
сказок и легенд;
рассказываю- щих о
музыкальных
инструментах;
истории их появления;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-muzike-na-temu-muzikalnie-instrumenti-fleytaarfa-klass-3354509.html

Итого по модулю

2

Модуль 9. Музыка в жизни человека

9.1.

Музыкальные
портреты

2

0

0.25

С. Прокофьев
"Балтунья"
«Баба – Яга»
П.И. Чайковский

"Антошка"

«Баба-Яга»,
детская песенка

16.03.2023

Слушание произведений
вокальной;
программной инструментальной музыки;
посвящённой образам
людей;
сказоч- ных персонажей.
Подбор эпитетов для
описания настрое- ния;
характера музыки.
Сопоставление музыки с
произведениями
изобразительного
искусства.Двигательная
импровизация в образе
героя музыкального
произведения.Разучивание;
харáктерное исполнение
песни — портрет- ной
зарисовки.На выбор или
факультативно: Рисование;
лепка героя музыкального
произведения.Играимпровизация «Угадай мой
характер».;
Инсценировка —
импровизация в жанре
кукольного/тене- вого
театра с помощью кукол;
силуэтов и др.;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-muzike-na-temu-muzikalnie-portreti-klass-997924.html

9.2.

Какой же
праздник без
музыки?

1

0

0.25

«Во поле березка
стояла», «Пойду
ль я, выйду ль
я», «Трава моя,
трава», «Я на
речку шла»,
«Ладушки»

«Пойду ль я, выйду ль я»

«Во поле березка
стояла»

23.03.2023

Диалог с учителем о
значении музыки на
празднике.Слушание
произведений
торжественного;
праздничного характера.
«Дирижирование»
фрагментами
произведений.Конкурс на
лучшего
«дирижёра».Разучивание и
исполнение тематических
песен к ближай- шему
празднику.Проблемная
ситуация: почему на
праздниках обязательно
звучит музыка? На выбор
или факультативно: Запись
видеооткрытки с
музыкальным
поздравлением.Групповые
творческие шутливые
двигательные импровизации «Цирковая труппа»;

Устный
опрос;

http://svetlya4ok.ucoz.net/SPECIALISTY/ZERINA/soveti/kakoj_zhe_prazdnik_bez_muzyki.pdf

Итого по модулю

3

Модуль 10. Музыка в жизни человека

10.1.

Какой же
праздник без
музыки?

Итого по модулю

1

0

0.25

«Во поле березка
стояла», «Пойду
ль я, выйду ль
я», «Трава моя,
трава», «Я на
речку шла»,
«Ладушки»

«Пойду ль я, выйду ль я»

«Во поле березка
стояла»

06.04.2023

Диалог с учителем о
значении музыки на
празднике.Слушание
произведений
торжественного;
праздничного характера.
«Дирижирование»
фрагментами
произведений.Конкурс на
лучшего
«дирижёра».Разучивание и
исполнение тематических
песен к ближай- шему
празднику.Проблемная
ситуация: почему на
праздниках обязательно
звучит музыка? На выбор
или факультативно: Запись
видеооткрытки с
музыкальным
поздравлением.Групповые
творческие шутливые
двигательные импровизации «Цирковая труппа»;;

Устный
опрос;

http://svetlya4ok.ucoz.net/SPECIALISTY/ZERINA/soveti/kakoj_zhe_prazdnik_bez_muzyki.pdf

0.25

Песня Садко
«Заиграйте, мои
гусельки»
Н.А. РимскийКорсаков
из оперыбылины «Садко»

Домисолька
Музыка О. Юдахина
Слова В. Ключникова

«Весёлый
крестьянин»
Р.Шумана

13.04.2023

Видеопросмотр
музыкальной сказки.
Обсуждение музыкаль- новыразительных средств;
передающих повороты
сюжета;
характеры героев. Игравикторина «Угадай по
голосу».Разучивание;
исполнение отдельных
номеров из детской оперы;
музыкальной сказки.На
выбор или факультативно:
Постановка детской
музыкальной сказки;
спектакль для
родителей.Творческий
проект «Озвучиваем
мультфильм»;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-muziki-v-klasse-po-teme-muzika-i-teatrmuzikalniy-spektakl-muzikalnaya-skazka-kolobok-3542168.html

1

Модуль 11. Музыка театра и кино
11.1.

Музыкальная
сказка на сцене,
на экране

2

0

11.2.

Балет.
Хореография —
искусство танца

Итого по модулю

2

0

0.25

П.И. Чайковский
«Лебединое
озеро»;
«Умирающий
лебедь» И.И.
Чайковского

Раз, два (Военная
фуражка)

«Для начала мы с
тобой»

20.04.2023

Просмотр и обсуждение
видеозаписей — знакомство
с несколькими яркими
сольными номерами и
сценами из балетов русских
композиторов.
Музыкальная викторина на
знание балетной
музыки.Вокализация;
пропевание музыкальных
тем; исполнение
ритмической партитуры —
аккомпанемента к
фрагменту балетной
музыки.На выбор или
факультативно: Посещение
балетного спектакля или
просмотр фильмабалета.Исполнение на
музыкальных инструментах
мелодий из балетов;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-muziki-na-temu-istoriya-baleta-klass-1402065.html

0.25

«В пещере
горного короля»;
«Песня
крокодила
Гены»

«Антошка»

«А в лесу растёт
черника»

27.04.2023

Слушание фрагментов опер.
Определение характера
музыки сольной партии;
роли и выразительных
средств оркестрового
сопровождения.Знакомство
с тембрами голосов
оперных певцов. Освоение
терминологии. Звучащие
тесты и кроссворды на
проверку
знаний.Разучивание;
исполнение песни;
хора из оперы.Рисование
героев;
сцен из опер.На выбор или
факультативно: Просмотр
фильма-оперы.Постановка
детской оперы;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-muzyke-v-1-klasse-po-teme-opera-skazka-5319735.html

4

Модуль 12. Музыка театра и кино
12.1.

Опера. Главные
герои и номера
оперного
спектакля

Итого по модулю

2

0

2

Модуль 13. Музыка народов мира

13.1.

Музыка народов
Европы

2

0.25

0.25

«Риверданс»

"У каждого свой
музыкальный
инструмент"
Г. Кирвите, перевод
М.Ивенсена

"Спасибо"
Музыка И.
Арсеев
Слова З.
Петровой

04.05.2023

Знакомство с
особенностями музыкального фольклора
народов других стран.
Определение характерных
черт;
типичных элементов
музыкального языка (ритм;
лад;
интона- ции).Знакомство с
внешним видом;
особенностями исполнения
и звуча- ния народных
инструментов.Определение
на слух тембров инструментов.Классификация
на группы духовых;
ударных;
струнных.Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.Двигательная
игра — импровиза- цияподражание игре на
музыкаль- ных
инструментах.Сравнение
интонаций;
жанров;
ладов;
инструментов других
народов с фольклорными
элементами наро- дов
России.Разучивание и
исполнение песен;
танцев;
сочинение;
импровизация ритмических
аккомпанементов к ним (с
помощью звучащих жестов
или на ударных
инструментах).На выбор
или факультативно:
Исполнение на клавишных
или духовых инструментах
народных мелодий;
прослеживание их по
нотной записи.Творческие;
исследовательские проекты;
школьные фестивали;
посвящённые музыкальной
культуре народов мира;

Контрольная
работа;

https://infourok.ru/konspekt_uroka_muzyka_narodov_mira-168932.htm

13.2.

Музыка Японии
и Китая

2

Итого по модулю

4

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0.25

0.5

9.25

Алтайская
народная
мелодия
«Лошадь»

"Песенка о солнышке и
радуге"

"Добрый день"
Музыка Я.
Дубравина
Слова В. Суслова

11.05.2023

Знакомство с
особенностями музыкального фольклора
народов других стран.
Определение характерных
черт;
типичных элементов
музыкального языка (ритм;
лад;
интона- ции).Знакомство с
внешним видом;
особенностями исполнения
и звуча- ния народных
инструментов.Определение
на слух тембров инструментов.Классификация
на группы духовых;
ударных;
струнных.Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.Двигательная
игра — импровиза- цияподражание игре на
музыкаль- ных
инструментах.Сравнение
интонаций;
жанров;
ладов;
инструментов других
народов с фольклорными
элементами наро- дов
России.Разучивание и
исполнение песен;
танцев;
сочинение;
импровизация ритмических
аккомпанементов к ним (с
помощью звучащих жестов
или на ударных
инструментах).На выбор
или факультативно:
Исполнение на клавишных
или духовых инструментах
народных мелодий;
прослеживание их по
нотной записи.Творческие;
исследовательские проекты;
школьные фестивали;
посвящённые музыкальной
культуре народов мира;;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-muzyka-1-klass-urok-9-narody-rossii-proslavlyayut-trud5352044.html

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Весь мир звучит

1

0

0.25

08.09.2022 Устный
опрос;

2.

Звукоряд

1

0

0.25

15.09.2022 Устный
опрос;

3.

Интонация

1

0

0.25

22.09.2022 Устный
опрос;

4.

Ритм. Ритмический рисунок

1

0

0.5

29.09.2022 Устный
опрос;

5.

Размер

1

0

0.5

06.10.2022 Устный
опрос;

6.

Музыкальный язык

1

0

0.25

13.10.2022 Устный
опрос;

7.

Высота звуков

1

0

0.25

20.10.2022 Устный
опрос;

8.

Мелодия

1

0

0.5

03.11.2022 Устный
опрос;

9.

Сопровождение

1

0

0.5

10.11.2022 Устный
опрос;

10. Песня

1

0

0.25

17.11.2022 Устный
опрос;

11. Край, в котором ты живёшь

1

0

0.25

24.11.2022 Устный
опрос;

12. Русский фольклор

1

0

0.25

01.12.2022 Устный
опрос;

13. Русские народные
музыкальные инструменты

1

0

0.25

08.12.2022 Устный
опрос;

14. Жанры музыкального
фольклора

1

0

0.25

15.12.2022 Устный
опрос;

15. Народные праздники

1

0.25

0.25

22.12.2022 Контрольная
работа;

16. Сказки, мифы и легенды

1

0

0.25

29.12.2022 Устный
опрос;

17. Композиторы — детям

1

0

0.25

12.01.2023 Устный
опрос;

18. Композиторы — детям

1

0

0.25

19.01.2023 Устный
опрос;

19. Программная музыка

1

0

0.25

26.01.2023 Устный
опрос;

20. Программная музыка

1

0

0.25

02.02.2023 Устный
опрос;

21. Музыкальные инструменты.
Флейта

1

0

0.25

09.02.2023 Устный
опрос;

22. Музыкальные портреты

1

0

0.25

16.02.2023 Устный
опрос;

23. Музыкальные портреты

1

0

0.25

02.03.2023 Устный
опрос;

24. Какой же праздник без
музыки?

1

0

0.25

09.03.2023 Устный
опрос;

25. Какой же праздник без
музыки?

1

0

0.25

16.03.2023 Устный
опрос;

26. Музыкальная сказка на сцене, 1
на экране

0

0.25

06.04.2023 Устный
опрос;

27. Музыкальная сказка на сцене, 1
на экране

0

0.25

13.04.2023 Устный
опрос;

28. Балет. Хореография —
искусство танца

1

0

0.25

20.04.2023 Устный
опрос;

29. Балет. Хореография —
искусство танца

1

0

0.25

27.04.2023 Устный
опрос;

30. Опера. Главные герои и
номера оперного спектакля

1

0

0.25

04.05.2023 Устный
опрос;

31. Опера. Главные герои и
номера оперного спектакля

1

0

0.25

11.05.2023 Устный
опрос;

32. Музыка народов Европы

1

0.25

0.25

18.05.2023 Контрольная
работа;

33. Музыка Японии и Китая

1

0

0.25

25.05.2023 Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

33

0.5

9.25

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://catalog.prosv.ru/attachment/08f1ee44-6599-11e0-bb2a-001018890642.pdf
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://catalog.prosv.ru/attachment/08f1ee44-6599-11e0-bb2a-001018890642.pdf

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, колонки, проектор, синтезатор, доска, стол, стулья, парты.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, колонки, проектор, синтезатор, доска, стол, стулья, парты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».